Беллини

 

 

Винченцо Беллини (1801–1835)

      «Эта опера произвела огромный эффект… Паста и Рубини, чтобы поддержать своего любимого maestro, пели с живейшим восторгом; во 2-м акте сами плакали и заставляли публику подражать им, так что в веселые дни карнавала видно было, как в ложах и креслах беспрестанно утирали слезы. Мы, обнявшись с Штеричем  в ложе посланника, также проливали обильный ток слез умиления и восторга», — эти слова великий русский композитор М. Глинка произнес под впечатлением от оперы «Сомнамбула», которую услышал в 1830 г. в миланском театре «Ла Скала». Музыка "Сомнамбулы" так потрясла русского композитора, что он написал несколько сочинений на темы своего итальянского коллеги — замечательного оперного композитора начала XIX в. Винченцо Беллини.

 

     Винченцо Беллини родился 3 ноября 1801 г. в Катанье на острове Сицилия. Его отец — церковный органист и учитель музыки в аристократических семействах города Розарио Беллини — стал первым педагогом будущего композитора. Игра пятилетнего Винченцо на фортепиано была, по словам современника, достойна восхищения. А когда Беллини исполнилось 7 лет, на его счету было уже три сочинения для голоса и различных инструментов.

Благодаря финансовой помощи одного из местных дворян, покоренного талантом мальчика, Беллини получил возможность продолжить образование.

     По окончании Неаполитанской консерватории «Сан-Себастьяно» (в 1825 г.), где Беллини учился у Н. А. Цингарелли, появилась его первая опера — «Адельсон и Сальвинии». Она не сходила со сцены в течение года и получила высокую оценку у Россини. А затем последовал заказ на вторую — «Бьянка и Фернандо», которая была с большим успехом дана в театре «Сан-Карло» в Неаполе, открыв композитору путь на все итальянские оперные сцены.

     «Бьянка» сделала меня желанным гостем в лучших домах Неаполя», — вспоминал позже Беллини.

     В 1827 г. Беллини написал для миланского театра «La Scala» оперу «Пират». В следующем 1828 г. — оперу «Чужестранка».

     Далеко не все его оперы публика принимала с равным успехом. Так опера «Заира», сочиненная в 1829 г. для театра в Парме, стала провальной, но уже следующая его опера «Капулетти и Монтекки», поставленная в 1830 г. в Венеции, вновь легко завоевала сердца зрителей.

    В 1831 г. Беллини выступил с оперой «Норма», написанной для Миланского театра. Это произведение по драматичности музыки превзошло предыдущие оперы композитора.  Правда, сначала большого впечатления на слушателей «Норма» не произвела. Более того — она была освистана. Вот что писал после неудачной премьеры «Нормы» коллега Беллини Доницетти: «Норма» вчера была не понята миланцами и несправедливо осуждена. Я же был бы счастлив, написав такую оперу, и с удовольствием поставил бы свое имя под этой музыкой».

     Впоследствии опера «Норма» пользовалась огромным успехом у публики.

     Гастроли Беллини в Лондоне и Париже в 1833–1834 гг. сопровождались блестящим успехом. В Париже Беллини вел богемно-светский образ жизни, общаясь с Виктором Гюго и Альфредом де Мюссе, Жорж Санд, Фредериком Шопеном, Ференцем Листом, Дюма-отцом и другими своими выдающимися современниками.

     Здесь же композитор написал для местной итальянской сцены оперу «Пуритане». В ней Беллини рядом с пленительно страстными мелодиями обратил большее внимание на драматическую правду, на более тщательную отделку инструментовки и на выработку форм отдельных музыкальных номеров.

     Во время сочинения оперы «Пуритане» Беллини активно поддерживал Россини, давая ему множество советов. «Такими, как Беллини, не становятся. Таким надо родиться», — говорил Россини о своем молодом друге.

     «Пуритане» была поставлена в 1835 г. и была необычайно восторженно принята публикой.

     Беллини умер в следствии острого гастрита 24 сентября 1835 г. в Пюто, близ Парижа.  

Музыкальное наследие:

Оперы: «Пират» (11 Pirata, 1827 г., театр «Ла Скала», Милан), «Чужестранка» (La Straniera, 1829 г., там же), «Заира» (1829 г., Новый герцогский театр, Парма), «Капулетти и Монтекки» (1830 г., театр «Фениче», Венеция), «Сомнамбула» (1831 г., театр «Каркано» Милан), «Норма» (1831 г., театр «Ла Скала», Милан), «Беатриче ди Тенда» (1833 г., театр «Фениче», Венеция), «Пуритане» (I Puritani е i Cavalieri, 1835 г., «Театр Итальен», Париж)

 

Симфонии: D-dur (1818 г.), Es-dur, d-moll, B-dur, c-moll, d-moll, Es-dur (1821–1824 гг.)

 

Концерт для гобоя и оркестра; духовная музыка; арии; романсы, канцонетты и др.

 

Этапы творческого пути:

3 ноября 1801 г.

Родился в Катанье на острове Сицилия 

1825 г. 

Закончил неаполитанскую консерваторию, написал оперу «Адельсон и Сальвинии»  

1826 г. 

Написана опера «Бьянка и Фернандо», премьера в театре «Сан-Карло» в Неаполе

1826 — 1827 гг.  

Опера «Пират»

1828 г.  

Пишет оперу «Чужестранка»

1829 г.  

Опера «Заира»

1830 г. 

Опера «Капулетти и Монтекки»

1831 г.  

Опера «Норма» 

1833 – 1834 гг. 

Гастроли в Лондоне и Париже 
1834 г.  Пишет оперу "Пуритане" 
1835 г. Премьера оперы "Пуритане"
 24 сентября 1835 г. Скончался в Пюто близ Парижа

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".