"Могучая кучка"

 

 

"Могучая кучка"

 М. А. Балакирев

     «Могучая кучка русских композиторов» — так критик В.В. Стасов назвал содружество композиторов, объединенных общими взглядами на развитие русской музыки. В основе их деятельности лежал поиск новых форм для воплощения тем и образов из отечественной истории и современности, а также стремление приблизить музыку к насущным передовым запросам жизни.

     Меткое выражение «могучая кучка» прижилось, хотя были и другие, такие как «новая музыкальная школа», "кучкисты" (у врагов кружка) и «балакиревский кружок» — по имени его руководителя и духовного наставника. Несмотря на то, что Балакирев был самоучкой и черпал знания главным образом из практики, для членов кружка (куда входили Ц.А. Кюи,

М.П. Мусоргский, А.П. Бородин и Н.А. Римский-Корсаков) он стал не только учителем, но и оказал большое влияние на их творчество, хотя многие из этих композиторов были старше и гораздо талантливее своего лидера.

      Балакирев отвергал принятые в то время учебники и методы преподавания гармонии и контрапункта, заменив их знакомством с шедеврами мировой музыки и подробным их анализом.

М. П. Мусоргский

 Н. А. Римский-Корсаков

 

     Н.А. Римский-Корсаков вспоминал, что Балакирева «слушались беспрекословно, ибо обаяние его лично было страшно велико. Молодой, с чудесными, подвижными, огненными глазами, с красивой бородой, говорящий решительно, авторитетно и прямо; каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто другой».

     Занятия со своими товарищами-учениками Балакирев строил по методу свободного обмена творческими мыслями. Он делился собственными художественными идеями, опытом, подсказывал темы и сюжеты.

      В.В. Стасов писал о беседах Балакирева, что они «были для товарищей его словно настоящие лекции, настоящий гимназический и университетский курс музыки. Кажется, никто из музыкантов не равнялся с Балакиревым по силе критического анализа и музыкальной анатомии».

  

 Ц. А. Кюи

 В. В. Стасов (портрет работы Репина, 1873 г.)

     «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать в середине 70–х гг. К этому времени члены кружка -зрелые, сложившиеся композиторы - перестали нуждаться в повседневной опеке своего руководителя.

     «Пока все были в положении яиц под наседкою (разумея под последней Балакирева),— писал Бородин,— все мы были более или менее схожи. Как скоро вылупились из яиц птенцу — обросли перьями. Перья у всех вышли по необходимости различные; а когда отросли крылья — каждый полетел, куда его тянет по натуре его. Отсутствие сходства в направлении, стремлениях, вкусах, характере творчества и проч., по-моему, составляет хорошую и отнюдь не печальную сторону дела».

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".