Симфонические произведения

 

 

Симфонические произведения

 Л. ван Бетховен

     Основной мотив творчества Бетховена — тема героической борьбы за свободу, которая отразила драматизм революционной эпохи и с особенной силой воплотилась в его симфониях.

     Мировоззрение Бетховена формировалось под воздействием революционного движения, охватившего передовые круги общества в конце XVIII и начале XIX вв. (сильнейшее воздействие на Бетховена оказали события Великой французской революции). В литературе в это время за идеалы гуманизма, разума и свободы боролись Лессинг, Шиллер и Гете (идеи борьбы за гражданские свободы пронизывают шиллеровские «Дона Карлоса» и «Вильгельма Теля»).

     В творчестве Бетховена, которое тесно связано с современным ему искусством и философией, а так же художественным наследием прошлого, наиболее обобщенно и художественно выражены народные волнения рубежа столетий.

     Инструментальное и, прежде всего, симфоническое наследие Бетховена имеет ярко выраженный программный характер. Основное содержание героических по замыслу произведений Бетховена можно выразить словами: «Через борьбу к победе».

     За свою жизнь композитор создал 9 симфоний, 11 увертюр, 5 концертов для фортепьяно с оркестром, скрипичный концерт, 2 мессы и другие симфонические произведения.

     Бетховенские симфонии и сонаты выделяются большим масштабом построения. Основной тематический материал подвергается интенсивной протяжённой разработке, углубляется связь между разделами формы, обостряются противоречия между контрастирующими эпизодами, темами.

     Бетховен исходил из оркестрового состава, утвержденного Гайдном, и лишь немного его расширил, но при этом он добивался огромной мощи оркестрового звучания, ярких контрастов.

    К высшим достижениям бетховенского симфонизма принадлежат третья («Героическая») и пятая симфонии (идея последней выражена композитором в словах: «Борьба с судьбой»).

    На заглавном листе Героической симфонии рукой Бетховена было написано «Буонапарте», а чуть ниже «Луиджи ван Бетховен». Тогда, весной 1804 г., Наполеон был кумиром многих людей, ожидавших перемен в мировой идеологии и жаждущих сбросить со своих плеч груз старых предрассудков. Бонапарте был олицетворением республиканских идеалов, героем, который был достоин Героической симфонии.  Однако после того, как Наполеон провозгласил себя императором, Бетховен был несказанно разочарован.

     — Этот — тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном! — заглавный лист был разорван автором в клочья. «Eroica» — новое заглавие симфонии.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".