Бортнянский Д. С.

 

 

Бортнянский Дмитрий Степанович

(1751—1825)

      «Что такое Бортнянский?» — риторически и полушутя воскликнул Глинка в письме приятелю, который выразил восторг творчеством  замечательного композитора XVIII в. Д.С. Бортнянского. И сам себе ответил: «Сахар Медович Патокин — довольно!!».

     И, между тем, именно Бортнянский, не смотря на формальную красивость своих произведений, был одним из тех композиторов, кто подготовил почву для рождения гения самого Глинки.

      Бортнянского «на ура» принимали современники, о его творчестве восторженно отзывались зарубежные композиторы, его критиковали в XIX в., его называли предвестником эпохи Пушкина и Глинки, его имя забывали и вспоминали вновь.

     А.С. Пушкин произнес однажды, ставшие известными слова — «… я предполагал, будто многие духовные произведения являются или сочинениями Бортнянского, или «древними напевами», отнюдь не произведениями иных авторов».

     По воспоминанию современников, Бортнянский был чрезвычайно симпатичный человек, строгий к службе, горячо преданный искусству, добрый и снисходительный к людям.

     Его сочинения, проникнутые религиозным чувством, стали заметным шагом вперед по сравнению с прерыдущим отечественным музыкальным искусством, но последующими поколениями (даже ближайшими) их стиль не мог быть признан вполне отвечающим их назначению.

     Родился будущий композитор на Украине в 1751 г. в Глухове Черниговской губернии в семье казака. С детства обладал прекрасным певческим голосом, и в 1758 г., когда ему исполнилось 7 лет, был отправлен в Санкт-Петербург в Придворную певческую капеллу.

     Здесь маленький певчий привлек внимание императрицы Елизаветы. Она приказала директору капеллы лично занять воспитанием и обучением мальчика.

    Когда на престол взошла Екатерина II , она юного Бортнянского, равно как и молодого композитора

М. Березовского, отправила оканчивать обучение музыке в Италии.

    Там он продолжил начатые в России занятия по теории музыке с Галуппи. Кроме того, Бортнянский много путешествовал (объездил почти всю страну), а в период с 1769–1779 гг.  поставил в Италии несколько своих опер.

    В 1779 г. он вернулся в Россию, где вскоре был назначен директором Придворной певческой капеллы.

    Умер Бортнянский 28 сентября (10 октября) 1825 г. в Петербурге.

     Существует легенда, что в день кончины Дмитрий Бортнянский призвал к себе хор капеллы и приказал петь свой концерт «Вскую прискорбна еси, душа моя», под звуки которого тихо скончался.

    

Музыкальное наследие:

     Бортнянский работал во многих жанрах. Центральное место в творчестве занимала хоровая духовная музыка. Мастер хорового письма a cappella, Бортнянский наряду с

М.С. Березовским создал новый тип руccкого хорового концерта, использовав достижения в области оперы и инструментальной музыки.

 

Оперы: «Креонт» (1776 г.), «Алкид» (1778 г.), «Квинт Фабий»   (1778 г.), «Празднество сеньора» (1786 г.), «Сокол» (1786 г.), «Сын-соперник» (1787 г.)

 

Духовные хоровые концерты (55 концертов) для четырехголосного хора

 

Литургии: «Обедня на три голоса», «Простое пение по всей России распространенное», на два голоса.

 

Цикл сонат для клавесина.

 

Отдельные сочинения для клавикордов и чембало: Ларгетто, Каприччио, Рондо и др.

 

Концерт до мажор для клавесина.

 

Концертная симфония.

 

Гимны: «Коль славен наш Господь» (на слова М. М. Хераскова), «Предвечный и необходимый» (на слова Ю. А. Нелединского-Мелецкого), «Гимн Спасителю» (на слова Д. И. Хвостова), «Озари, святая радость» (на слова А. Востокова).

 

Песни: «Певец во стане русских воинов» (на слова В. А. Жуковского), «Песнь ратников», «Марш всеобщего ополчения в России».

 

Кантаты и оратории: «Любителю художеств», «Страны российски, ободряйтесь», «Сретение Орфеем солнца», «На возвращение», «На приезд из чужих краев» (на слова Г. Р. Державина), «Гряди, гряди, благословенный» (на слова Ю. А. Нелединского-Мелецкого и П. А. Вяземского), «Песнословие», «Возведи окрест взор, Россия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы творческого пути:

1751 г.

Родился в г. Глухове

1758 г.

Направлен в Певческую капеллу в Санкт-Петербург

1764 г.

Бортнянский исполнил главную мужскую партию Адмета в опере Г. Раупаха «Альцеста».

1768 г.

Отправлен в Италию пенсионером для обучения музыке у Б. Галуппи, одновременно участвует в средиземноморской кампании русского флота под началом графа А. Г. Орлова в качестве переводчика и дипломата.

1769 –1779 гг.

Живёт в Италии.

1776 г

В Венеции в театре «Сан-Бенедетто» поставлена опера «Креонт»

1778 г.

На сцене герцогского театра в Модене ставится опера «Квинт Фабий»

1779 г.

Возвращение в Россию

1780 - 1784 гг .

Работает при российском дворе в качестве капельмейстера, руководит хорами в Сухопутном шляхетском корпусе, Смольном институте. Начал работать над созданием цикла духовных хоровых концертов

1786 г

Прошла премьера его оперы «Празднество сеньора» в Павловском театре, одновременно премьера оперы «Сокол» в театре в Гатчине.

1787 г.  

Там же поставлена опера «Сын-соперник»

1796 г.

Стал директором вокальной музыки и управляющим Придворной певческой капеллой в Петербурге

1812 г .

Написал песню для солиста, хора и оркестра «Певец во стане русских воинов» на слова В. А. Жуковского, а также «Песнь ратников» и «Марш всеобщего ополчения в России»

1816 г.

Д.С. Бортнянский назначен цензором всех издаваемых в России нот церковного пения. Написал общегосударственную Литургию, части служб

28 сентября (10 октября) 1825 г.

 Умер в Санкт-Петербурге

 Бортнянский и Березовский

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".