Бетховен

 

 

Людвиг ван Бетховен  (1770–1827)

       Молодой Гектор Берлиоз был в восторге от музыки Бетховена. Чего не скажешь о его пожилом учителе Лесюере. Однако как-то раз Берлиозу удалось уговорить старика, послушать симфонию Бетховена.

      На следующий день Берлиоз спросил учителя:

    — Ну, сударь, какое впечатление произвела на вас музыка великого Бетховена?

    — Куда ты меня послал! — возмутился Лесюер. — А я, старый дурень, послушался... Знаешь ли ты, что эта дьявольская музыка довела меня до такого состояния, что когда я, вернувшись домой, укладывался спать и хотел надеть ночную рубашку, то не смог найти свою голову! Разве можно создавать музыку, от которой человек теряет голову!

    — Ах, маэстро, — засмеялся Берлиоз, — может быть, разок-другой в жизни ее и стоит потерять...

    — Но не чаще, — строго отозвался учитель.

    — Думаю, это нам не грозит, — ответил, посерьезнев, Берлиоз, — Согласитесь, что такая музыка появляется не часто...

     Точная дата рождения Людвига ван Бетховена не установлена, однако принято считать, что великий композитор родился 16 декабря 1770 г. — по крайней мере, 17-го декабря совершенно точно состоялись его крестины.

     Бетховен появился на свет в небольшом тогда пиренейском городке Бонне, где его дед Луи Бетховен был капельмейстером, а отец Иоганн фан Бетховен — тенором в курфюрстской капелле.

     Редкий музыкальный дар Бетховена проявился, когда тому едва исполнилось четыре года. Однако его спивающийся отец сразу узрел в этом новый источник дохода и стал принуждать сына к занятиям насильно, не чураясь рукоприкладства. Учителя музыки, не отличающиеся особым дарованием, часто сменяли друг друга и нисколько не повлияли на развитие дарования их талантливого ученика.

     Все это в совокупности с невыносимой обстановкой в семье смолоду сделали Бетховена мрачным и замкнутым.

     Впоследствии о его невыносимом характере стали складываться легенды.

     Так, когда великий немецкий поэт Гете познакомился с Бетховеном, он отозвался о композиторе в не слишком лестных тонах:

     — Этот Бетховен — малоприятная и совершенно необузданная личность.  Разумеется, человек он проницательный и умный, и трудно не согласиться с ним, когда он утверждает, что этот мир отвратителен... Однако я вынужден заметить, что присутствие в этом отвратительном мире господина Бетховена вовсе не делает мир более привлекательным...

     Основной целью сурового отца Бетховена — было подготовить сына к выступлениям в платных концертах. Единственный известный концерт маленького Бетховена состоялся в Кёльне, где восьмилетний мальчик, в рекламных целях, был назван шестилетним. Однако больших денег Иоганну Бетховену собрать не удалось, и сведений о других выступлениях его сына в детском возрасте нет.

     Тем временем, музыкальные успехи Бетховена делались все более заметными. В 12 лет он свободно играл на клавесине, скрипке, органе, легко читал с листа.

     В 1782 г. благодаря счастливому стечению обстоятельств учителем Бетховена стал Христиан Готлоба Нефе, который упорядочил его музыкальные знания. Нефе пробудил в своём ученике интерес к музыке И. С. Баха, Генделя, Гайдна и Моцарта.

     Усердно занимаясь композицией, Бетховен пробовал свои силы в создании более крупных сочинений, из которых особую известность получили рыцарский балет и большая кантата.

     При помощи Нефе были опубликованы первые сочинения Бетховена: вариации на тему марша Дресслера и три фортепьянные сонаты. «Этот юный гений заслуживает поддержки для своих артистических путешествий. Если он будет продолжать в том же духе, как и начал, из него выйдет второй Вольфганг Амадей Моцарт», — говорил Христиан Нефе.

     С 13-и лет Бетховен стал кормильцем семьи. Он работал помощником органиста в капелле, подрабатывал в театре, разучивая партии с певцами и аккомпанируя им во время репетиций.

     В 1778 г. Бетховену удалось осуществить свою давнюю мечту   — поехать в Вену, где состоялась его мимолетная встреча с великим Моцартом.

     Вернуться в этот город и продолжить музыкальное образование Бетховен смог только в 1792 г. после смерти матери и отца. Его учителем стал сам И. Гайдн, который еще во время своего непродолжительного визита в Бонн решил взять Бетховена под покровительство.

     Кроме Гайдна, Бетховен занимался с Шенком (автором комической оперы «Деревенский цирюльник»), а после отъезда Гайдна в 1794 г. в Англию, прослушал теоретический курс у Альбрехтсбергера. В области вокальных сочинений композитор пользовался руководством Сальери.

     Вскоре молодой Людвиг стал одним из первых виртуозов Вены -  игра его потрясающа! Лестные отзывы несутся со всех сторон. Его считают одним из самых перспективных музыкантов. Характер исполнения называют революционным. По общему мнению, Бетховен играет совершенно новую музыку.

     В эти годы Бетховен выработал свой собственный стиль и сформировался как яркий и неординарный композитор-новатор, который стремится придумывать и создавать что-то новое, а не повторять уже написанное до него.

     Как-то Бетховен был приглашен как исполнитель в один аристократический дом. Там он исполнил свои знаменитые фортепианные трио.

     Среди приглашенных находился и старый его учитель Йозеф Гайдн, который в разговоре с Бетховеном отозвался о только что прослушанной музыке вежливо, но весьма сдержанно. Он даже посоветовал Бетховену ни в коем случае не издавать трио в таком виде, а серьезно переработать.

     Ничуть не убежденный в необходимости этой переработки, Бетховен, однако, попросил старика Гайдна откровенно высказаться, что же именно ему не нравится.

     — Хорошо, — согласился тот. — В вашем творчестве есть вещи прекрасные, и даже чудесные, господин Бетховен. Но очень часто музыка ваша столь угрюма, мрачна и тревожна, что на душе делается скверно и весьма неспокойно...

     — Надо полагать, вы советуете мне изменить стиль? — усмехнулся Бетховен.

     — О, нет, дорогой мой господин Бетховен, — живо отвечал старый Гайдн. — И вы, и я — мы оба знаем, что изменить свой стиль невозможно. Ведь стиль музыканта — это всегда он сам. Поэтому я советую вам попробовать измениться самому...

     Подумав, молодой композитор ответил:

     — Может быть Бетховен и плох, но он все-таки Бетховен... А, перестав быть Бетховеном, не превращусь ли я в плохого Гайдна...

     В последовательном ходе творческого процесса Бетховен сначала овладел разнообразными формами камерной музыки, работал над сонатой (для одного фортепиано и с сопровождением других инструментов), которую он развил до ее полного художественного значения; над квартетом (всего квартетов Бетховен сочинил шестнадцать), и затем выработанные в этой области приемы он перенес в оркестровую музыку, став таким образом создателем инструментальной музыки в широком стиле.

     Примерно в это же время появились первые признаки грядущей трагедии. Композитор начал быстро глохнуть. В 1801 г., когда ему стукнуло 31, Бетховен писал своему другу юности Вегелеру: «Я веду, можно сказать, жалкую жизнь; два года уже, как я избегаю всякого общества, так как у меня недостаёт духу сказать людям: я глух. Если б у меня была какая-нибудь другая профессия, было бы ещё терпимо, но при моей профессии это ужасно. Что будут говорить по этому поводу мои враги, которых не мало!.. Я часто уже проклинал и себя и создателя за своё существование. Хочу, если удастся, пойти наперекор судьбе, хотя в моей жизни будут моменты, когда я буду несчастнейшим созданием».

     Всё разнообразие чувств, переживаемое им в этот период, было отражено и в его произведениях. Именно музыка спасла Бетховена в тот момент, когда он был в таком отчаянии, что подумывал наложить на себя руки.

     После 3-ей симфонии Eroica, созданной в 1804 г., большой увертюры «Леонора» № 3 (1805 г.) и трех русских квартетов (1806 г.), направление творчества Бетховена определилось вполне. С того времени оно стало своеобразно проявляться в каждом новом его произведении.

     В 1803 г. композитор написал кантату «Христос на горе Елеонской» и вслед затем, в 1805 г., оперу «Фиделио», которая в то время особым успехом не пользовалась, но вновь переработанная в 1814 г. была оценена музыкальным миром и прочно заняла место на всех германских оперных сценах. Про свою единственную оперу Бетховен говорил: «Из всех моих детей, она стоила мне наибольших мук при рождении, она же доставила мне наибольшие огорчения, — поэтому-то она мне дороже других».

    К театральной музыке Бетховена принадлежат также балет «Создание Прометея» (1801 г.), музыка к гётевскому «Эгмонту» (1810 г.) и увертюра к «Королану» Коллинса (1807 г.).

     В период между 1806–1808 гг. выходят: Четвёртая, Пятая и Шестая («Пасторальная») симфонии, увертюра «Криолан», Фантазия для фортепиано, хора и оркестра.

     1811 г. застал Бетховена на вершине  славы. Грандиозное исполнение его 7 и 8 симфоний, симфонии «Битва при Виттории» и, сочиненной по поводу событий этого времени, кантаты «Минута славы» сделали Бетховена необыкновенно популярным в Вене.

     В 1818 г. назначение эрцгерцога Рудольфа епископом Ольмкциа натолкнуло Бетховена на мысль написать Торжественную мессу. Это произведение было окончено в 1822 г.

     По обширности плана Торжественная месса превосходит обычные размеры сочинений подобного рода. Религиозные впечатления выражены, с одной стороны, с необычайным экстазом, а, с другой, очень субъективно.

     По окончании работы над «мессой» Бетховен приступил к выполнению давно лелеянного им замысла написать симфонию, последняя часть которой заключается хором на текст «Оды к радости» Шиллера.   

     К началу 1824 г. было окончено и это произведение, обширное по своим размерам и чрезвычайно трудное в техническом отношении (в особенности в вокальных партиях).

    Умер  Бетховен 26 марта 1827 г.

     Когда весть о его смерти облетела Вену, потрясенная многотысячная толпа проводила великого композитора на кладбище. Все учебные заведения в этот день были закрыты.

 

Музыкальное наследие: 

Оперы: « Огонь Весты» (Vestas Feuer, либретто Э. Шиканедера, 1-я сцена, 1803 г.), «Фиделио» (либретто И. Зонлейтнера и Г. Ф. Трейчке по сюжету пьесы «Леонора, или Супружеская любовь» Буйи, 1-я редакция под названием Леонора, ор. 72, 1803–1805 гг.)

 

Балеты: музыка к Рыцарскому балету (8 номеров, 1790–1791 гг.), Творения Прометея (по сценарию С. Вигано, ор. 43, 1800–1801 гг.)

 

Произведения для хора и солистов с оркестром: оратория Христос на Масличной горе (слова Ф. К. Хубера, ор. 85, 1802–1803 гг.), Месса C-dur (ор. 86, 1807 г.), Торжественная месса (Missa Solemnis, D-dur, ор.123, 1819–1823 гг.)

 

Кантаты: «На смерть Иосифа II» (слова С. А. Авердонка, WoO 87, 1790 г.), «На вступление в царствование Леопольда II» (слова С. А. Авердонка, WoO 88, 1790 г.), «Славное мгновение» (слова А. Вейсенбаха, ор. 136, 1814 г.), Морская тишь и счастливое плавание (слова И. В. Гете, ор. 112, 1814–1815 гг.)

 

Арии: «Соблазн поцелуя» (около 1790 г.), «С девчонками смеяться» (слова И. В. Гете, около 1790 г.)

 

Сцены и арии: «Первая любовь» (1795–1802 гг.), «Нет, не тревожься» (слова П. Метастазио, 1801–1802 гг.)

 

Песни для хора с оркестром: «В честь светлейших союзников» (слова К. Бернарда, 1814 г.), «Союзная песня» (слова И. В. Гёте, ор. 122, 1797 г.), хор из праздничного представления-Освящения дома (Die Weihe des Hauses, слова К. Майсля, 1822 г.), «Жертвенная песня» (слова Ф. Маттиссона, ор. 121, 1824 г.) и др.

 

Произведения для симфонического оркестра: 9 симфоний: № 1 (C-dur, ор. 21, 1799–1800 гг.), № 2 (D-dur, ор. 36, 1800–1802 гг.), № 3 (Es-dur, Героическая, ор. 55, 1802—1804 гг.), № 4 (B-dur, ор. 60, 1806 г.), № 5 (c-moll, ор. 67, 1804–1808 гг.) , № 6 (F-dur, Пасторальная, ор. 68, 1807–1808), № 7 (A-dur, ор. 92, 1811–1812 гг.), № 8 (F-dur, ор. 93, 1811–1812 гг.), № 9 (d-moll, ор. 125, с заключительным хором на слова оды «К радости» Шиллера, 1817 и 1822–1823 гг.)

 

Увертюры: к балету «Творения Прометея» (ор. 43, 1800–1801 гг.), к трагедии «Кориолан» Коллина (c-moll, ор. 62, 1807 г.), «Леонора» № 1 (C-dur, ор. 138, 1805 т.), к трагедии «Эгмонт» Гёте (f-moll, ор. 84, 1809–1810 гг.), к пьесе «Афинские развалины» Коцебу (G-dur, ор. 113, 1811 г.), 12 немецких танцев (1795 г.), 6 менуэтов (1795 г.), 12 менуэтов (1799 г.), 12 немецких танцев (около 1800 г.)

 

Произведения для одного инструмента с оркестром: концерт для скрипки (C-dur, отрывок, WoO 5, 1790–1792 гг.), рондо для фортепиано (B-dur, WoO 6, около 1795 г.); 5 концертов для фортепиано: № 1 (C-dur, ор. 15, 1795–1796 гг.), № 2 (B-dur, ор. 19, 1-я редакция 1794–1795 гг.; 2-я редакция 1798 г.), № 3 (c-moll, ор. 37, 1800 г.), № 4 (G-dur, ор. 58, 1805–1806 гг.), № 5 (Es-dur, ор. 73, 1808–1809 гг.), концерт для скрипки(D-dur, ор. 61, 1806 г.)

 

Произведения для ансамбля инструментов: октет для 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов (Еs-dur, ор. 103, 1792 г.), рондо (Es-dur для такого же состава, WoO 25, 1792 г.), секстет для 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов (Es-dur, ор. 71, 1796 г.), секстет для струнного квартета и 2 валторн (Es-dur, ор. 81б, 1794 или начало 1795 г.), 3 струнных квинтета (Es-dur, ор. 4, переработан из октета для духовых инструментов ор. 103, 1795–1796 гг.; C-dur, ор. 29, 1800–1801 гг.; c-moll, ор. 104, переработан из фортепиано трио ор. 1 № 3, 1817 г.), квинтет для фортепиано, гобоя, кларнета, фагота и валторны (Es-dur, ор. 16, 1794-1796); 16 струнных квартетов: № 1-6 (F-dur, G-dur, D-dur, c-moll, A-dur, B-dur, op. 18, 1798–1800 гг.), № 7–9 (F-dur, e-moll, C-dur, посвящены А. К. Разумовскому, ор. 59, 1805–1806 гг.), № 10 (Es-dur, ор.74, 1809 г.), № 11 (f-moll, ор. 95, 1810 г.), № 12 (Es-dur, ор. 127, 1822–1825 гг.), № 13 (B-dur, ор. 130, 1825–1826 гг.), № 14 (cis-moll, ор. 131, 1825–1826 гг.), № 15 (a-moll, ор. 132, 1825 г.), № 16 (F-dur, ор. 135, 1826 г.) трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Es-dur, WoO 38, около 1790–1791 гг.; Ев-dur, G-dur, c-moll, op. 1, 1793–1794 гг.; D-dur, Es-dur, op. 70, 1808 г.; B-dur, op. 97, 1811 г.; B-dur, WoO 39, 1812 г.); 14 вариаций для фортепиано трио (Es-dur, ор. 44, прим. 1803 г.), трио для фортепиано, кларнета и виолончели (B-dur, ор. 11, 1798 г.), серенада для флейты, скрипки и альта (D-dur, ор. 25, 1795–1796 гг.), трио для 2 гобоев и английского рожка (C-dur, ор, 87, 1794 г.)

Ансамбли для двух инструментов: для фортепиано и скрипки: 10 сонат -№ 1, 2, 3 (D-dur, A-dur, Es-dur, ор. 12, 1797–1798 гг.), № 4 (a-moll, op. 23, 1800–1801 гг.), № 5 (F-dur, op. 24, 1800–1801 гг.), № 6, 7, 8 (A-dur, c-moll, G-dur, op. 30, 1801–1802 гг.), № 9 (A-dur, Крейцерова, op. 47, 1802–1803 гг.), № 10 (G-dur, op. 96, 1812); рондо (G-dur, WoO 41, 1792 г.), 6 немецких танцев (WoO 42, 1795 или 1796 гг.); для фортепиано и виолончели —5 сонат: № 1, 2 (F-dur, g-moll, op. 5, 1796 г.), № 3 (A-dur, op. 69, 1807–1808 гг.), № 4 и 5 (C-dur, D-dur, op. 102, 1815 г.); 12 вариаций на тему из оперы «Волшебная флейта» Моцарта (F-dur, ор. 66, около 1798 г.), 12 вариаций на тему из оратории «Иуда Маккавей» Генделя (G-dur, WoO 45, 1796 гдуэт для 2 флейт (G-dur, WoO 26, 1792 г.) и др.

 

32 сонаты для фортепиано

 

Вариации для фортепиано

 

Багатели для фортепиано: 7 багателей (ор. 33, 1782–1802 гг.), 11 багателей (ор. 119, 1800–1804 и 1820–1822 гг.), 6 багателей (ор. 126, 1823–1824 гг.)

 

Рондо для фортепиано: C-dur (WoO 48, 1783 г.), A-dur (WoO 49,1783 г.), C-dur (op. 51, № 1, 1796–1797 гг.), G-dur (op. 51 № 2, 1798–1800 гг.), рондо-каприччио — Ярость из-за потерянного гроша (G-dur, op. 129, между 1795 и 1798 гг.), и др.

 

Произведения для фортепиано в 4 руки: соната (D-dur, ор. 6, 1796–1797 гг.), 3 марша (ор. 45, 1802, 1803 г.), 8 вариаций на тему Ф. Вальдштейна (WoO 67, 1791–1792 гг.), песня с 6 вариациями на стихотворение «Всё в мыслях ты» Гёте (D-dur, WoO 74, 1799 и 1803–1804 гг.) и др.

Произведения для органа: фуга (D-dur, WoO 31, 1783 г.), 2 прелюдии (ор. 39, 1789 г.)

 

Произведения для голоса с фортепиано: песни, в том числе: «Дни мои влекутся» (слова Ж. Ж. Руссо, WoO 116, 1792–1793 гг.), 8 песен (op. 52, до 1796 г., среди них: «Майская песня» И. В. Гёте; «Прощание Молли» Г. А. Бюргера; «Любовь» Г. Э. Лессинга; «Сурок» И. В. Гёте; «Чудоцвет» Г.А. Бюргера), 4 ариетты и дуэт (№№ 2–5, слова П. Метастазио, ор. 82, 1790–1809 гг.), «Аделаида» (Ф. Маттиссона, ор. 46, 1795–1796 гг.), «Честный человек» (Ф. А. Клейншмида, op. 99, 1816 г.), и др.

 

Произведения для голоса и голосов с хором и фортепиано: «Свободный человек» (Г. Пфеффеля, WoO 117, 1-й вариант 1791–1792 гг., переработан 1795 г.), «Пуншевая песня» (WoO 111, около 1790 г.), «О, дорогие рощи, о, бесценная свобода» (П. Метастазио, WoO 119, 1795 г.) и др.

 

Произведения для хора и голосов без сопровождения : в том числе 24 дуэта, терцета и квартета на итал. тексты, преим. П. Метастазио (WoO 99, 1793–1802 гг.), обр. нар. Песен — 26 уэльских нар. песен (WoO 155, № 15 — 1812 г., № 25 — 1814 г., остальные — 1810 г.), 12 ирландских нар. песен (WoO 154, 1810–1813 гг.), 25 ирландских нар. песен (WoO 152, 1810–1813 гг.), 20 ирландских нар. песен (WoO 153, № 6-13 в 1814–1815 гг., остальные в 1810–1813 гг.), 24 песни разных народов, в том числе 3 русские — «Во лесочке комарочков много народилось», «Ах, реченьки, реченьки, холодные водыньки», «Как пошли наши подружки в лес по ягоды гулять» (WoO 158, сб. составлен в 1815–1816 гг.); музыка к драматическим спектаклям — «Эгмонт» Гёте (увертюра и 9 номеров, ор. 84, 1809–1810 гг.), «Афинские развалины» Коцебу (увертюра и 8 номеров, ор. 113, 1811 г. ) и др.

Этапы творческого пути:

1770 г.

Родился в Бонне

С 1782 г.  

Начал учиться музыке у Христиана Готлоба Нефе 

1778 г. 

Первая поездка Бетховена в Вену, где состоялась встреча с Моцартом  

1792 г.    

Отъезд в Вену 

1800 г.  

1-я симфония 

1801 г.  

Композитор создал балет «Создание Прометея»  

1803 г.  

Написана кантата «Христос на горе Елеонской» 

1805 г.  

Опера «Фиделио» 

1808 г. 

Бетховен закончил одну из наиболее популярных симфонических произведений — 5-ю симфонию и одновременно «Пасторальную» (шестую) симфонию 

1810 г.

Написал музыку к трагедии Гете «Эгмонт»

1812 г.

Пишет 7-ю симфонию

1818 –1823 гг.

Написание "Торжественной мессы"

1824 г.

Заканчивает работу над 9-й симфонией

26 марта 1827 г. 

Скончался в Вене 

 

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".