Учителя

 

 

Учителя

 Франц Йозеф Гайдн

     «Обратите внимание на него, он всех заставит о себе говорить», — так, по воспоминаниям очевидцев, отозвался Моцарт о юном Бетховене, когда тот выполнил две импровизации на заданные Моцартом темы. Это произошло в 1778 г. во время первого визита Бетховена в Вену. Тогда он довольно быстро покинул город, вызванный домой известием о болезни матери. Зато, приехав в Вену во второй раз, молодой композитор остался здесь навсегда.

     Сразу по прибытии Бетховен направился к Гайдну, который еще в Бонне обещал заниматься с ним композицией. Биограф Бетховена Тайер так описывает встречу двух музыкантов: «Маленький, худощавый, смуглый, со следами оспы на лице, черноглазый и черноволосый двадцатидвухлетний музыкант прибыл в столицу, чтобы усовершенствоваться в своем искусстве у маленького, тщедушного, смуглого, с лицом, с лицом изрытым оспой, черноглазого, одетого в черный парик, старого мастера. Бывший патрон Гайдна, старый князь Эстергази, называл композитора «мавром». Эта кличка как нельзя более подходила и к молодому пришельцу из Бонна».

     У Гайдна Бетховен учился с перерывами немногим больше года — до января 1794 г.

     Гайдн, человек по достоинству оценивший таланты молодого музыканта, писал: «И знатоки, и несведущие должны по этим пьесам беспристрастно признать, что со временем Бетховен займет место одного из величайших композиторов Европы, а я буду гордиться правом называть себя его учителем».

 Антонио Сальери

     Но, не смотря на столь высокую оценку творчества Людвига, Гайдн не находил полного взаимопонимания со своим учеником. И это не удивительно - они были слишком разными людьми и слишком разными музыкантами. Гайдн говорил своему молодому ученику:

     — В Ваших сочинениях будут находить много прекрасного, даже удивительного, но кое-что покажется тёмным и странным, потому что Вы сами человек странный и мрачный, а стиль композитора — это он сам. Посмотрите мои сочинения. Вы в них часто найдете нечто весёлое, потому что я сам таков.

     В конце концов, старому Гайдну стало просто скучно заниматься с молодым Бетховеном, о чем последний узнал совершенно случайно. Дело в том, что он познакомился с композитором Иоганном Шенком, который увидел у Бетховена «несколько простейших упражнений и сразу обнаружил ошибки, не исправленные Гайдном…». Шенк стал втайне от Гайдна заниматься с Бетховеном.

     Однако после отъезда Гайдна в Лондон Бетховен прекратил занятия и с Шенком. Его следующими учителями стали Альбрехтсбергер и Сальери.

     Около полутора лет Бетховен под руководством Альбрехтсбергера - учёного-теоретика - изучал курс контрапункта. Но разница в понимании музыки и в общем мироощущении так же воздвигла непреодолимую стену между этими двумя людьми.

     Альбрехтсбергер говорил:

     — Этот ничему не научился и ничему не научится!

     Совершенно иными были взаимоотношения между Бетховеном и Антонио Сальери. Известный оперный композитор в их далеко нерегулярных и довольно редких занятиях открыл Бетховену так называемое «вокальное письмо». Хотя молодой композитор и был далек от итальянских мастеров в этой области, но Сальери помог открыть Бетховену его собственный вокальный стиль.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".