Брукнер

 

 

Антон Брукнер (1824–1896)

     Слава композитора настигла Антона Брукнера уже в преклонном возрасте — ему было около сорока, когда появилось первое значительное произведение Брукнера, и за пятьдесят, когда современники, наконец, оценили его творчество.

     И все же при жизни Брукнер был более известен как выдающийся органист. Но его композиторский талант, как уши царя Мидоса, торчали из-под шапки, вызывая у многих зависть и даже ненависть.

     Так, некий Целльнер, секретарь Общества друзей музыки, видя в Брукнере опасного конкурента, не упускал случая, чтобы досадить новому профессору.

     — Этот Брукнер как органист — полное ничтожество! — ревниво заявлял он.

     Но этого было мало: во время занятий Брукнера со студентами Целльнер демонстративно тушил в аудитории свет или включал сирену в соседнем помещении. А однажды сказал композитору в лоб:

     — Было бы лучше, если бы вы выбросили на свалку все свои симфонии и зарабатывали на жизнь игрой на шарманке...

     На что Брукнер ответил:

     — Я бы с удовольствием последовал вашему совету, многоуважаемый господин Целльнер, но все же хочу довериться не вам, а истории, которая, уверен, распорядится более беспристрастно. Подозреваю, что действительно кто-то из нас двоих непременно окажется на свалке музыкальной истории, но стоит ли так спешить? Кто там найдет свое место, решать не вам и не мне. Пусть в этом разбираются потомки...

     Антон Брукнер родился 4 сентября 1824 г. в Ансфельдене (Верхняя Австрия) в семье деревенских учителей. Первые музыкальные навыки Брукнер получил под руководством отца и органиста И.Б. Вайса в Хёршинге. К 10-ти годам мальчик овладел фортепьяно, скрипкой и органом. А вот композицией Брукнер занимался в основном самостоятельно, но так успешно, что в 1855 г. добился должности органиста собора в Линце. Однако обо всем по порядку.

     Рано потеряв отца, Брукнер 1837 г. был принят хористом в монастырь Санкт-Флориан близ Линца , там же обучался игре на органе и скрипке. Большое влияние на формирование будущего музыканта оказало звучание органа монастырской церкви, одного из лучших в Австрии.

     С 1845 г. Брукнер стал преподавателем и органистом в том же монастыре, где до того был певчим. В это время были написаны первые его музыкальные сочинения

     Но лишь в 1855 г., когда Брукнер стал соборным органистом Линца, началась собственно музыкальная деятельность автора в будущем знаменитых на весь мир симфоний.

     В 1856 – 1861 гг. Брукнер брал уроки контрапункта у крупнейшего венского теоретика С. Зехтера, а в 1861 – 1863 гг. занимался под руководством дирижера Линцкого оперного театра О. Китцлера. Под влиянием последнего Антон Брукнер стал изучать оперы Вагнера .      Огромное впечатление на начинающего композитора произвело знакомство с его операми «Тангейзер» и «Тристан и Изольда». В 1865 г. на премьере «Тристана и Изольды» в Мюнхене Брукнер познакомился с автором, что стало началом многолетней дружбы.

     В 1864 г. Брукнер закончил первое свое зрелое сочинение — Мессу ре-минор (№ 1), а в 1866 г. — первую симфонию

     В 1868 г. Брукнера пригласили в Венскую консерваторию преподавателем в класс органа и теории музыки. Музыкант не был до конца уверен в своих силах и не без робости взошел на кафедру, однако занятия у него пошли очень успешно. В 1875 г. он стал профессором университета, а в 1891 был избран его почетным доктором.

     Родившийся и выросший в деревне Брукнер, уже будучи профессором консерватории, продолжал носить по-крестьянски просторные черные костюмы с короткими брюками, а на голове деревенскую шляпу с отвислыми полями, представляя собой презабавное зрелище для коллег и студентов.

     Как-то один его приятель не выдержал и сказал:

     — Дорогой маэстро, позвольте мне со всей откровенностью сказать вам, что костюм ваш просто смешон...

     — Ну, так смейтесь, — совершенно не обиделся Брукнер, но добавил. — Но позвольте и мне не менее откровенно напомнить вам, что я прибыл сюда вовсе не для демонстрации последней моды...

     В Вене Брукнер — широко известный и востребованный органист —   столкнулся с трудностями восприятия его собственной музыки публикой и музыкантами. Только после премьеры седьмой симфонии, исполненной в Лейпциге в 1884 г. к нему пришло долгожданное признание.

     В последнее десятилетие жизни Брукнера его симфонии входят в репертуар крупнейших дирижеров (Г. Рихтера, А. Никиша, Ф. Вайнгартнера и др.).

     Наследие Брукнера состоит в основном из симфоний и произведений для хора. Существуют две, а то и более версии его сочинений. Помимо оригинальной, есть и другие, куда Брукнер вносил изменения и под влиянием друзей, которым часто давал на пробу еще неопубликованные вещи.

    Умер композитор в Вене 11 октября 1896 г.

 

Музыкальное наследие: 

Симфонии: 11 симфоний включая 2, не обозначенные номерами (3-я — 1873 г., вторая ред. 1877–1878 гг., третья ред. 1889 г.; 4-я «Романтическая» — 1874 г., 2 ред. 1878–1880 гг., третья ред. 1888 г.; 5-я — 1876–1878 гг.; 7-я — 1883 г.; 8-я — 1887 г.; 9-я, незавершенная — 1896 г.)

 

Духовная музыка:   «Реквием» (1849 г.), «Магнификат» (1852 г.); 3 большие мессы (1864 г., 1866 г., для хора и духового оркестра 1868 г.); Te Deum (1884 г.), псалмы, мотеты и др.

 

Светские хоры: «Germanenzug» для мужского хора и духового оркестра (1864 г.), «Helgoland» для мужского хора и орк. (1890 г.) и др.

 

Сочинения для органа; струнный квинтет (1879 г.) и др.

 

Этапы творческого пути:

4 сентября 1824 г.

Родился в Ансфельдене  

1837 г.  

Был принят хористом в монастырь Санкт-Флориан  

1855 г.  

Стал соборным органистом Линца 

1856 – 1861 гг.  

Брукнер проходит заочный курс у крупнейшего австрийского музыкального теоретика С. Зехтера 

1865 г. 

На премьере оперы Вагнера «Тристан и Изольда» в Мюнхене происходит его знакомство с Вагнером 

1864 г.  

Композитор закончил Мессу ре-минор — первое зрелое произведение Брукнера 

1866 г.  

Написана первая симфония

1875 г. 

Брукнер стал доцентом Венского университета 

1878 г. 

Органист Придворной капеллы 

11 октября 1896 г. 

Умер Брукнер в Вене   

 

     

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 

               Симфонии:

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".