Гендель

 

 

Георг Фридрих Гендель (1685–1759)

 

 

"Мне было бы досадно, если бы я доставлял людям только удовольствие; моя цель?

делать их лучше"

Г.Ф. Гендель

 

     «Это был человек большого самоуважения и достоинства, со связями при дворе, с большими знакомствами среди аристократии. Кроме того, это был великий бизнесмен, прагматик, умеющий добиваться своих целей», — научный сотрудник дома-музея Генделя Джейн Кокрофт.

 

     Георг Фридрих Гендель родился в саксонском городе Галле 23 февраля 1685 г.

     Свое обучение Гендель начал в средней, так называемой классической школе.

     Его музыкальные способности проявились очень рано, однако это обстоятельство не только не было по достоинству оценено родителями будущего композитора, но и вызвало с их стороны ярый протест.

     Восьмилетним мальчиком Гендель уже хорошо играл самоучкой на органе, а с десяти писал мотеты, которые исполнялись в церкви его родного города. Но отец был недоволен тем, что Георг Фридрих увлекается музыкой чересчур серьезно, а поэтому не уставал повторять:

     — Пристрастие к музыке — это есть презренное пристрастие! Музыка — всего лишь баловство и развлечение для знатных господ. Если ты посвятишь свою жизнь разным музыкальным забавам, то довольно скоро и сам станешь их игрушкой. А вот если приобретешь почтенную профессию юриста, то до конца своих дней будешь всеми уважаемым человеком, а не каким-нибудь фигляром с флейтой или скрипкой в руках.

     Неизвестно, чем обернулось бы для мирной истории музыки упорство старого Генделя, если бы игру его сына случайно не услышал известный поклонник музыкального искусства герцог Иоганн Адольф. Он-то и убедил отца Георга Фридриха дать сыну систематическое музыкальное образование. Так Гендель стал заниматься у известного в Галле органиста и композитора Фридриха Цахау, благодаря которому приучился легко и быстро ориентироваться в разнообразных музыкальных явлениях, осваивать их и отбирать для себя самое важное и интересное.

     Однако и юный музыкант пошел отцу на определенные уступки. Он окончил в Галле гимназию и поступил на юридический факультет местного университета. В тоже время он был органистом городского реформатского собора, преподавал пение в гимназии, имел частных учеников, но главное бесконечно много работал. «Я в то время писал как дьявол», — вспоминал позже композитор эту поры своей жизни. Одну за другой он сочинял мотеты, кантаты, хоралы, псалмы и музыку для органа.

     В 1703 г. Гендель поехал в Гамбург, который славился своею оперою, и поступил в оркестр. Именно здесь решилась его судьба — опера, принесшая ему и славу, и страдание, стала основой его творчества на долгие годы.

     В Гамбурге Гендель написал множество самых разнообразных композиций, в том числе две оперы — «Адмира» и «Нерон», которые имели определенный успех. Здесь же композитор создал свое первое произведение в жанре оратории. Это так называемые «Страсти» на текст известного немецкого поэта Постеля.

     В 1707 г. Гендель переселился в Италию, где прожил до конца 1710 г. В Риме композитор принял участие в публичных состязаниях с лучшими исполнителями, где сам Доменико Скарлатти признал его победу.

     Из написанных здесь сочинений, большой успех имела опера «Агриппина». Вскоре Георг Фридрих переехал в Лондон, где в итоге прожил более сорока лет.

     Здесь Гендель достиг апогея своей славы, однако первое его выступление в британской столице успеха не имело. Друзья не знали, как его утешить, а он спокойно заметил, что в пустом зале музыка звучит намного лучше.

     В лондонский период своей жизни Гендель написал многочисленные оперы, оратории и др. соч. Наибольший успех имела его опера «Badamisto», поставленная в 1720 г.

     Однако жизнь Генделя в Лондоне состояла далеко не из одних триумфов. После нескольких удачных премьер публика вдруг охладела к операм композитора, и он оказался на грани нищеты. Затем вновь последовал недолгий период успеха, за которым опять равнодушие и пустые зрительские залы. В итоге композитор принял решение, не писать больше опер.

     С 1740 г. Гендель сочинял исключительно оратории. Из них лучшие — «Мессия», «Израиль в Египте» и «Эсеир». Именно оратории заставили англичан признать в Генделе гения.

     Умер композитор 14 апреля 1759 г.

 

Музыкальное наследие:

Оперы: «Превратности царской судьбы, или Альмира, королева Кастильская» (либретто Ф. Фёйсткинга, 1705 г.), «Любовь, приобретённая кровью и злодейством, или Нерон» (либретто Ф. Фёйсткинга, 1705 г.), «Родриго» (1707 г.), «Агриппина» (либретто В. Гримани, 1709 г.), «Ринальдо» (либретто Дж. Росси по пьесе Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим», 1711 г.), «Тезей» (либретто Н. Хайма, 1713 г.), «Сила» (1714 г.), «Амадиги» (1715 г.), «Флоридант» (либретто П. Ролли, 1721 г.), «Оттон, король Германский» (либретто Н. Хайма, по пьесе «Теофане» С. Б. Паллавичино, 1723 г.), «Флавий» (либретто Н. Хайма, по пьесе «Сид» Корнеля и либретто С. Гиги, 1723 г.), «Юлий Цезарь в Египте» (либретто Н. Хайма, 1724 г.), «Тамерлан» (1724 г.), «Розелинда» (1725 г.), «Сципион» (либретто П. Ролли по пьесе «Сципион в Испании» А. Дзено, 1726 г.), «Ричард 1, король Английский» (либретто преимущественно П. Ролли, 1727 г.), «Кир, царь Персидский» (либретто П. Метастазио, измененное Н. Хаймом, 1728 г.), «Птоломей, царь Египетский» (либретто Н. Хайма, 1728 г.), «Роланд» (либретто Г. Браччиоли, по трагедии «Неистовый Роланд» Ариосто, 1733 г.), «Ариадна на Крите» (либретто П. Париати по пьесе «Ариадна и Тезей», 1734 г.), «Джустино» (либретто Н. Берегани, 1737 г.), «Беренике» (либретто А, Сальви, 1737 г.), «Ксеркс» (либретто Н. Минато, 1738 г.), «Именео» (оперетта, 1740 г.) и др.

 

Пастиччо: «Муцио Сцевола» (либретто П. Ролли, Гендель сочинил музыку для 3-го действия, 1721 г.), «Венчеслав» (с речитативами Генделя, либретто А. Зено, 1731 г.), «Лючио Папирио» (с речитативами Генделя, либретто А. Зено, 1732 г.), «Семирамида» (музыка А. Вивальди с речитативами Генделя, либретто П. Метастазио, 1733 г.), «Арбаче» (музыка из опер Хассе с речитативами Генделя, либретто по пьесе «Артаксеркс» Метастазио, 1734 г.), «Герман фон Бальке» (музыка преимущественно из опер Генделя, с новыми ариями и речитативами И. И. Дю Грейна, 1737 г.) и др.

 

Балеты: «Терпсихора» (пролог к 3-й редакция оперы «Верный Пастух», 1734 г.)

 

Оратории, оды и другие произведения для хора и голосов с оркестром: «Страсти по Евангелию от Иоанна» (слова X. Г. Постеля, 1704 г.), «Воскресенье» (слова К. С. Капече, 1708 г.), «Ацис, Галатея и Полифем» (1708 г.; 2-я редакция под названием- «Ацис и Галатея», либретто Дж. Гея, 1720 г.; 3-я редакция под названием — English pastoral oper на английском и итальянском языке, 1732 г.), «Страсти по Броксу» (1716 г.), «Дебора» (либретто С. Хемфри, 1733 г.), «Аталия» (либретто С. Хемфри по Расину, 1733 г.), «Праздник Александра» (либретто Дж. Драйдена с дополнениями Н. Хамильтона, 1736 г.), «Саул» (либретто Ч. Дженненса, 1739 г.), «Израиль в Египте» (слова Гренделя по Библии, 1739 г.), «Семела» (либретто У. Конгрива, 1744 г.), «Иосиф и его братья» (по поэме Дж. Миллера, 1744 г.), «Геракл» (либретто Т. Броутона, 1745 г.), «Оратория на случай» (либретто Т. Морелла по «Псалмам» Мильтона, Спенсера и др., 1746 г.), «Иуда Маккавей» (либретто Т. Морелла, 1747 г.), «Иисус Навин» (либретто Т. Моррела, 1748 г.), «Теодора» (либретто Т. Моррела, по пьесе Корнеля, 1750 г.), «Выбор Геркулеса» (либретто У. Денкомба, 1751 г.), «Иевфай» (либретто Т. Моррела, 1752 г.) и др.

 

Концерты для оркестра: g-moll (около 1703 г.); D-dur (около 1710–1715 гг.); F-dur (около 1715 г.); C-dur (1736 г.); B-dur , F-dur, (около 1740 г.), двойные концерты (два — F-dur, один — B-dur, около 1740–1750 гг.)

 

Сюиты: « Музыка на воде» (около1715–1717 гг.) , «Музыка в лесу» (около 1742 г.), «Музыка фейерверка» (1749 г.)

 

Концерты для инструмента с оркестром: в том числе 20 концертов для органа (ор. 4, 1735–1736 гг.; ор. 5, около 1739 г.; op. 7, 1740–1745 гг.), для 2 органов (1735 г.), 3 для гобоя (1710 г., два — 1741 г.), для валторны (1740 г.)

для ансамбля инструментов: 6 трио-сонат для 2 гобоев и клавикордов (1696 г.), 2 трио-сонаты для гобоя, фагота, баса или клавесина (1703 г.), соната для скрипки, виолы да гамба и клавесина (около 1705 г.), 3 сонаты для флейты и баса (около 1710 г.), 15 сонат для флейты, гобоя или скрипки с генерал-басом для клавикорда или баса (ор. 1, около 1722 г.), концерт для 2 скрипок, клавесина и виолончели (около 1725 г.), концерт для флейты, скрипки, клавесина и виолончели (около 1725 г.), 72 менуэта и марша для различных составов (1720 г., 1727 г., 1729 г.) и др.

 

Произведения для фортепиано в 2 руки: 29 пьес в 3 сборниках (1732 г.), 76 пьес для клавесина с двумя клавиатурами (1706–1750 гг.), 6 лёгких фуг для органа или клавесина (до 1706 г.), 8 фуг (Voluntarys для органа или клавесина, ор. 3, 1720 г., 2-я редакция, 1735 г.)

 

Произведения для голоса в сопровождении фортепиано или с другим инструментом: 72 итальянские кантаты для 1–3 голосов с генерал-басом, 28 итал. кантат для голоса или нескольких голосов, 7 французских песен (1708 г.), 24 английские песни (опубликованы 1731 г.), 22 итальянских дуэта с генерал-басом (1707–1712 гг., 1741–1745 гг.), 2 итальянских трио с генерал-басом (около 1708 г.), 4 коронационных для Георга II, 1727 г.; свадебные — 1734 и 1736 гг.; похоронные — 1743 г.; Деттингемские — 1743 г.; для Приюта беспризорных детей — 1749 г.) и др.

 

Произведения для хора без сопровождения: «Гимн добровольцев» (1745 г.), «Песнь победы над мятежниками» (1746 г.)

 

Музыка к драматическим спектаклям: «Алхимик» (пьеса Бен-Джонсона, 1732 г.), «Альцеста» (Т. Смоллетта, 1750 г.)

Этапы творческого пути:

23 февраля 1685 г.

Родился в г. Галле   

1703 г. 

Поступил в Гамбургский оркестр 

Январь 1705 г.  

Премьера оперы «Альмира» 

Февраль 1705 г.  

Премьера оперы «Нерон» 

1707-1710 гг. 

Живёт в Италии

1709 г.  

Пишет оперу «Агриппина» 

с 1710 г.

Живёт в Лондоне 

1713 г. 

Написан монументальный «Те деум» и «Ода ко дню рождения королевы» 

1723 г.  

Поставил оперу «Отгон», которая пользовалась в Англии   большой популярностью 

1724 г.  

Оперы «Юлий Цезарь» и «Тамерлан» 

1741 г.

Гендель написал ораторию «Мессия»

феврале 1743 г.

Состоялось первое исполнение оратории «Самсон»

1744 г.

Премьера «Семелы»

11 августа 1746 г.

Гендель заканчивает ораторию «Иуда Маккавей»

14 апреля 1759 г.

Скончался

 

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".