Симфонический джаз. Рапсодия в блюзовых тонах

 

 

Симфонический джаз.

Рапсодия в блюзовых тонах

     Одним прекрасным днем Джордж Гершвин открыл свежую газету и с удивлением, к которому примешивался легкий шок, узнал, что ровно через месяц состоится концерт оркестра Пола Уайтмена, для которого он — Джордж Гершвин —  пишет новое крупное произведение, обещающее стать шедевром.

     Дело в том, что ничего подобного композитор не писал. Зато несколько дней назад его действительно посетил знаменитый джазмен Пол Уайтмен с идеей «симфонизировать джаз». Он жарко уговаривал Гершвина написать симфоническое произведение в джазовом стиле, но так и не добился согласия.

     И вот теперь эта статья… Хороший прием, ничего не скажешь.

     Гершвин схватился за голову, однако нужно было что-то делать, чтобы не ударить в грязь лицом.

     — Они думают, что Гершвин может написать шедевр по заказу! — раздраженно заявил композитор кому-то из друзей.

     — А он не может? — удивился  его приятель.

     — Конечно, может, — вздохнул Гершвин. — Только до сегодняшнего дня не подозревал об этом...

      Почти месяц Гершвин и его соратники работали в бешеном — нечеловеческом ритме. Композитор писал клавир рапсодии для двух фортепиано, оставляя пустые строчки для сольных импровизаций пианиста. Затем он передавал готовый эпизод аранжировщику оркестра Уайтмэна Фреду Грофе, который оркестровал музыку для джазового состава. И, наконец, фрагменты музыки попадали к Уайтмэну, чтобы тот мог репетировать их со своим оркестром.

     «Экспериментом в современной музыке» назвали афиши новое творение Гершвина. В назначенный день 12 февраля 1924 г. в первых рядах концертного зала сидели Леопольд Годовский, Сергей Рахманинов, Фриц Крейслер, Леопольд Стоковский, Игорь Стравинский, Эрнст Блох...

     И вот началось…

 

 Оркестр Пола Уайтмена

     Программа концерта была большой и разнообразной. Поначалу «эксперимент» мало заинтересовал откровенно скучающую публику. Кое-кто даже встал и отправился к выходу. Когда к роялю подошел Гершвин, положение было уже критическим.

     Дирижёр дал знак, и Гершвин начал соло. Глиссандо на кларнете (приём не обычный для этого инструмента) сразу же наэлектризовало зал. От прежней скуки не осталось и следа. Преобразились и музыканты, заиграли совсем по-другому. Они точно выворачивали себя наизнанку, делясь эмоциями с неистощимой щедростью, искренне, от души. Уайтмэн дирижировал, не замечая, что по его щекам катятся слезы восторга. По окончании представления долго не смолкали бурные овации.

     Вскоре не заставили себя ждать и газетные рецензии. Восторженные критики утверждали, что новое произведения Гершвина выявило гениальный мелодический дар композитора, «оригинальное чувство гармонии» и «ритмическую изобретательность». Джазовые элементы были подняты на новый, более высокий уровень и вошли равноправным слагаемым в мир симфонической музыки.

     Так было создано и представлено публике наиболее часто исполняемое во всем мире произведение Джорджа Гершвина — «Рапсодия в блюзовых тонах».

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".