Пер Гюнт Г. Ибсена

 

 

Пер Гюнт Г. Ибсена

 

 Эскиз декорации к пьесе Г. Ибсена Пер Гюнт. 1912 г.

     В 1874 г.  31-летний Григ получил письмо от Ибсена с предложением написать музыку к постановке драмы «Пер Гюнт». Всю жизнь Григ мечтал создать национальную оперу, в которой бы использовались образы народных исторических преданий и героика саг.  Сотрудничество с талантливейшим писателем Норвегии представляло для композитора огромный интерес. Григ очень любил это произведение Ибсена и понимал его во всей его глубине. В 1903 г. композитор писал об этой пьесе: «Только в последние годы обнаружилось, насколько потрясающим было изображение, созданное поэтом в качестве национальной характеристики. Ибсен безжалостно раскрыл опасную сторону нашего народа». Но «для себя», для воплощения в музыке он выбрал лишь те мотивы и образы, которые были близки ему и которые находили отклик в его творческом воображении.

     Полная партитура «Пера Гюнта» включает в себя двадцать три номера, среди которых - вступления к пяти актам драмы (к первому действию – «На свадьбе», ко второму – «Жалоба Ингрид», к третьему – «В глубине бора», к четвертому – «Утро» к пятому – «Возвращение Пера Гюнта на родину»), песни (песня и колыбельная Сольвейг, серенада Пера Гюнта), танцы (на свадьбе Ингрид, Арабский танец, танец Анитры), фантастические («В пещере горного короля») и лирико-драматические оркестровые эпизоды ("Смерть Озе"), мелодрамы.

     Сюжетная канва произведения Ибсена вкратце такова: Пер Гюнт, молодой крестьянский парень, изгнан из родной деревни и объявлен вне закона: он соблазнил и бросил чужую невесту. Да и все поведение Пера, фантазера и мечтателя, не согласуется с принятыми среди людей нормами морали. Пер отправляется в чужие страны. И вот Пер Гюнт, уже пожилой человек, - обладатель несметных богатств. За плечами у него позорный промысел, работорговля, впереди - лишь одна перспектива: выгодное использование своих богатств. Циник и эгоист, лишенный этических и нравственных идеалов, Пер Гюнт (когда-то полный духовных стремлений) готов своим золотом душить народ, борющийся за свободу и счастье. Судьба Пера полна превратностей. Он теряет свои сокровища. Движимый духом авантюризма, он достигает <<высокого положения>> среди темных арабских племен, разыгрывая из себя пророка.

Пер Гюнт возвращается на родину. Годы странствий не обогатили его: он растратил свои душевные силы, совесть его отягчена преступлениями, он нищ. Пер попадает в лес, где некогда жил он, изгнанный из родной деревни. Здесь, в избушке Пера, все эти годы ждала его возлюбленная Сольвейг. Бесконечная духовная красота и сила Сольвейг пробуждают в Пере глубокое осознание утраты своей жизни, своего человеческого <<я>>:

     Она сохранила, а он расточил...

     О, если бы можно начать все сначала...

     В пьесе « Утро» яркая красочная живопись природы соединяется с тонким лиризмом. «Утро» - вступление к четвертому акту пьесы Ибсена, рассказывающему о странствовании Пера в Африке. Пьеса строится на вариантном развитии одной пентатонной мелодии. Звучащая вначале поочередно у флейты и гобоя, она воспринимается как перекличка наигрышей свирели и рожка. Это создает ощущение широкого пространства, воздуха.

     «Смерть Озе» (третье действие драмы, Озе - мать Пера) - произведение огромной драматической силы. Лаконизм Грига достигает здесь, кажется, предела. Как бы на одном дыхании композитор ведет начальный сосредоточенный, суровый образ к огромному напряжению, драматической кульминации. И от нее - к светлым и скорбным звучаниям (противопоставление суровых, драматических и светлых образов принято в композиции траурных маршей).

     Финал сюиты – « В пещере горного короля» - яркая и красочная динамическая пьеса. Просто и своеобразно ее строение: при многократном проведении темы без изменения мелодии она каждый раз появляется в окружении все большего количества голосов, с новыми фигурациями в фактуре, усиливающими ее причудливость и динамику. Это соответствует тому образу, который лежит в основе пьесы: нестройная пляска, нарастание движения, гомона.

     Вторая сюита «Пер Гюнт» состоит из следующих пьес: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг».

     Самые поэтические страницы драмы Ибсен связывает с образом Сольвейг, крестьянской девушки. Всю жизнь Сольвейг ждет Пера в лесной хижине в горах. Роль музыки в создании этого образа, предельно скупо прорисованного в тексте драмы, была предусмотрена Ибсеном. Одна из сцен четвертого действия, повествующего о странствиях и приключениях Пера Гюнта в Африке, переносит зрителя в Норвегию. На сцене зимний лес и избушка Сольвейг; действие ограничивается лишь песней Сольвейг о бесконечности ее любви

     Григ с огромным художественным чутьем сумел передать самую суть образа Сольвейг - ее душевную чистоту и силу духа, и - совсем легким штрихом - те внешние черты, с которыми мы связываем свои представления о Сольвейг.

     Песня Сольвейг, тонко лирическая, словно соткана из интонаций и ритмов народных напевов. Среди шведских и норвежских народных песен есть песни - прототипы мелодии Сольвейг.

     Постановка «Пер Гюнта» в Кристиании 24 февраля 1876 г. сопровождалась большим успехом. После этого события музыка Грига в Европе начала становится популярной.




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".