Гершвин

 

 

Гершвин Джордж (1898–1937) 

    

     Джаз, джаз, джаз… Не успели стихнуть пушки Первой мировой войны, как мир захватила лихорадка джазовых ритмов, саксофона и африканских песен. Вначале Новый Орлеан, а затем и почти все Соединенные Штаты попали под власть зверского коктейля афро-европейской музыки, которая постепенно стал поникать в популярные сочинения, распеваемые всей Америкой.

     Однако лишь избранные американские композиторы смогли увидеть истинный потенциал африканского фольклора и возвести его в ранг настоящей серьезной музыки. Среди них Джордж Гершвин.

     Напитавшись в юности разнообразными песнями, которые звучали в афро-американских кабачках Гарлема, вскоре он и сам «заговорил» в музыке на жаргоне «темнокожих» салунов, а позже вознес эту своеобразную, наперченную синкопическими ритмами речь до уровня высокой симфонической и оперной культуры.

     Как сказал американский дирижер Уолтер Дамрош, сравнивая джаз со свободной и весьма экстравагантной Леди, Гершвин «…смело одел эту крайне независимую и современную леди в классические одежды концерта…», что, по словам того же Дамроша «нисколько не уменьшило её очарования».

     Джордж Гершвин родился 26 сентября 1898 г. в нью-йоркском квартале Бруклене в семье еврейских эмигрантов из России (его настоящее имя — Джекоб Гершовиц).

     Девятый год жизни Джорджа стал  поворотным в его судьбе. Восьмилетним мальчиком он услышал на школьном концерте «Юмореску» Дворжака в исполнении знаменитого в будущем скрипача Макса Розенцвейга.     Потрясенный Гершвин познакомился, а потом и подружился с талантливым исполнителем. «Макс открыл для меня мир музыки», — вспоминал композитор.

     В 12 лет Джордж Гершвин стал самостоятельно учиться играть на фортепьяно. Его старший брат Айра рассказывал: «Едва солнце проникало сквозь занавески, Джордж уже сидел и подбирал популярные мелодии».

     Впоследствии американский композитор в разное время занимался с такими музыкантами, как Ч. Хамбитцер, Э. Киленьи, Р. Гольдмарк и И. Шиллингер.

     Много лет спустя, уже став популярным музыкантом, Гершвин сильно переживал из-за того, что получил недостаточное музыкальное образование. Он даже решил обратиться к прославленному французскому композитору Морису Равелю с просьбой дать ему несколько уроков композиции.  Француз не поверил своим ушам, а когда понял, что знаменитый Гершвин говорит серьезно, сказал:

     — Право, зачем вам становиться второстепенным Равелем, будучи уже и так первостепенным Гершвином? — советуя Джорджу, таким образом, не отступать от избранного им направления.

     В пятнадцать лет Гершвина, к его большой радости, взяли пианистом-популяризатором в издательство «Ремик и К», что позволило молодому человеку самому зарабатывать себе на жизнь.

    В 1916 г. модная певица ревю Софи Такер заинтересовалась песней молодого Гершвина «Когда вы захотите» и с успехом исполнила ее. Гершвину было восемнадцать, когда он впервые услышал свою песню с эстрады, что вызвало у него разнообразную гамму чувств. «Всю ночь я не смыкал глаз. Я мысленно спел "Я становлюсь девушкой" по крайней мере двести раз, каждый раз находя в ней все новые перлы. Устал я смертельно. Под утро я возненавидел эту мерзкую песенку, убежденный в ее кромешной бездарности».

     Однако именно с этого момента началось восхождение Гершвина на музыкальный олимп Америки.

     В феврале 1918 г. Гершвин получил работу в издательстве Хармс, возглавляемым Максом Дрейфусом. Все его время теперь было отдано сочинительству.

     Поставленная в 1919 г. музыкальная комедия «Ля-ля, Люсиль» получила теплый прием у зрителей. А вскоре Гершвин уже купался в лучах славы благодаря своей песне "Суони" (Swanee), которую исполнил легендарный джазовый музыкант Эл Джолсон. Без преувеличения можно сказать, что эту песню пела вся Америка — за один год нарасхват было продано 2 миллиона пластинок и миллион экземпляров нот этого произведения.

    В общей сложности Гершвин сочинил три десятка оперетт и мюзиклов для театра и кино, большинство на весьма удачные либретто своего брата Айры Гершвина. Среди самых известных спектаклей на музыку Гершвина: «Будьте добры, леди» «Безумная» и сатирические шоу «Пусть гремит оркестр». А за произведение «О тебе я пою» автор был удостоен Пулитцеровской премии.

    6 сентября 1922 г. известный американский пианист и педагог Берил Рубинштейн назвал в газетном интервью Гершвина «великим композитором»: «У этого молодого человека есть искра гениальности, — говорил он. — Я действительно верю, что Америка в недалеком будущем будет им гордиться...».

     В 1923 г. Гершвин написал одноактовую оперу «135-я улица», где предпринял первую попытку ввести элементы джаза в композицию традиционного типа. А в следующем 1924 г. эта задумка была уже блестяще воплощена в «Рапсодии в стиле блюз», которая буквально перевернула американский музыкальный мир с ног на голову.

     Следом в 1925 г. Гершвин создал фортепианный концерт фа мажор, а 1928 г. — симфоническую сюиту «Американец в Париже».

     Вершиной творчества Гершвина стала, написанная в 1935 г., балладная опера «Порги и Бесс» по пьесе Д. Хейуарда «Порги». Это произведение до сих пор считают лучшей американской оперой всех времен.

     Умер Гершвин в Голливуде 11 июля 1937 г.

   

Музыкальное наследие:

 

Оперы : « Порги и Бесс» (1935 г.) , «135-я улица» (1923 г.)

 

Оперетты и мюзиклы: «Ла, ла, Люсиль» (1919 г.), «Леди, будьте добры» (1924 г.), «О кей!» (1925 г.), «Розалии» (1927 г.), «Смешное лицо» (1927 г.), «Пусть гремит оркестр» (1927 г.), «Безумная» (1930 г.), «О тебе я пою» (1931 г.), «Пусть они едят кекс» (1933 г.)

 

Произведения для оркестра: "Рапсодия в блюзовых тонах" (1924 г.), симфоническая сюита «Американец в Париже» (1928 г.), 2-я рапсодия (1931 г.), «Кубинская увертюра» (1932 г.), концерт для фортепиано с оркестра (1925 г.); 3 прелюдии для фортепиано (1926 г.)

 

Песни (около 300)

 

Музыка к фильмам

Этапы творческого пути:

26 сентября 1898 г.

Родился в г.  Нью-Йорк  

С 1915 г.

Брал уроки гармонии и оркестровки у виолончелиста и композитора Киленого

1916 г.

Софи Такер исполнила песню Гершвина «Когда вы захотите»

1919 г.

Состоялась премьера мюзикла «Ла, Ла, Люсиль»

1923 г.

Гершвин написал одноактовую оперу «135-я улица»

1924 г.   

Состоялась премьера «Рапсодии в блюзовых тонах»

1928 г .  

Год создания симфонической сюиты «Американец в Париже»

1931 г.

Гершвин завершает Вторую рапсодию для фортепиано с оркестром

1935 г.

Композитор сочинил свое лучшее произведение — балладную оперу «Порги и Бесс»

 

1937 г.  

Джордж Гершвин умер

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".