Театр "Ла Скала". Опера "Пират"

 

 

Театр "Ла Скала". Опера "Пират"

 Джованни Баттиста Рубини в опере "Пират"

     Знаменитый миланский театр «Ла Скала», на сцене которого прошла премьера не одной оперы Винченцо Беллини, был открыт 3 августа 1778 г. постановкой оперы Антонио Сальери «Признанная Европа». Здание театра было построено на месте церкви Санта-Мария делла Скала в 1776–1778 гг. по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини.

      До конца XVIII в. на его сцене помимо оперных ставились также драматические спектакли, в которых выступали популярные в то время труппы театра марионеток и драматические. Однако оперные сезоны, имевшие названия «карнавальные», «осенние», «весенние», «летние», сразу стали регулярными.

      В период «карнавального сезона» ставились оперы-сериа и балеты, в остальное время главным образом оперы-буффа. В конце XVIII — начале XIX вв. в репертуаре театра появились оперы итальянских композиторов П. Анфосси, П. Гульельми,

Д. Чимарозы, Л. Керудини, Дж. Паизиелло, С. Майра.

     В 1812 г. премьерой оперы «Пробный камень» начался так называемый россиниевский период (в дальнейшем здесь были поставлены такие оперы Дж. Россини, как «Аурельяно в Пальмире», 1813 г.; «Турок в Италии», 1814 г.; «Сорока-воровка» 1817 г. и др.).

     А в 1827 г. на сцене «Ла Скала» состоялся премьерный показ оперы В. Беллини «Пират», написанной композитором по заказу театра.

    Опера «Пират» была создана на основе романтической трагедии Мэтьюрина, известного представителя «литературы ужасов». Она укрепила реформаторские тенденции Беллини, проявившиеся в отказе от сухого речетатива с арией, которая была полностью или в значительной мере освобождена от обычной орнаментики и разнообразно разветвлялась, изображая безумие героини Имоджены, так что даже вокализы были подчинены требованиям изображения страдания.

     Наряду с партией сопрано, начинающей ряд знаменитых «безумных арий», эта опера ознаменовала рождение героя-тенора — честного, красивого, несчастного, мужественного и загадочного.

     Франческо Пастура, страстный поклонник и исследователь творчества В. Беллини писал: «Беллини принялся за сочинение музыки оперы с усердием человека, который знает, что от его работы зависит его будущее. Несомненно, что с этого времени он начал действовать по системе, о которой поведал впоследствии своему другу из Палермо Агостино Галло. Композитор заучивал стихи наизусть и, запершись в своей комнате, громко декламировал их, "стараясь перевоплотиться в персонажа, который произносит эти слова". Декламируя, Беллини внимательно слушал себя; различные изменения интонации постепенно превращались в музыкальные ноты...».

 

ПИРАТ

Опера в двух действиях

Либретто Ф. Романи по мотивам трагедии Ч. Мэтьюрина «Бертрам».

Первая постановка: Милан, театр «Ла Скала», 1827 г.

 

Действующие лица:

Гуальтьеро……………………………………………………………………...........................................тенор

Имоджене…………………………………………………………………….........................................сопрано

Эрнесто………………………………………………………………………..........................................баритон

Гоффредо…………………………………………………………………………...........................................бас

Итульбо…………………………………………………………………………...........................................тенор

Аделе………………………………………………………………….......................................меццо-сопрано

 

Краткое содержание

     Сицилия. XIII век. Граф Гуальтьеро Монтальти в результате дворцовых распрей вынужден покинуть родину. Он становится пиратом. Его невеста Имоджене, считая графа погибшим, выходит замуж за Эрнесто, герцога Калабрийского (злейшего врага Гуальтьеро), ради освобождения отца, содержащегося в тюрьме. Спустя много лет пиратский корабль Гуальтьеро разбивается о скалы. Спастись удалось немногим, среди них Гуальтьеро и его верный друг Итульбо. Вновь Гуальтьеро оказывается в родных краях. Здесь встречает он старого воспитателя Гоффредо, ставшего отшельником. Тот скрывает от него, что Имоджене стала женой Эрнесто. Появляется Имоджене со своей придворной дамой Аделе. Она хочет помочь несчастным, пострадавшим от крушения. Гуальтьеро узнает возлюбленную. Встреча не приносит ему радости — она жена врага, у нее сын. Гуальтьеро укоряет возлюбленную в измене, та пытается объяснить ему, что спасла отца. Она сама страдает...

 

    На берегу моря Имоджене ждет Гуальтьеро, чтобы проститься. Тот умоляет ее бежать с ним. Свидетелем их свидания оказывается Эрнесто. Вспыхнувшая между врагами ссора приводит к дуэли. Эрнесто погибает. Гуальтьеро должны осудить на смерть. Он бросается со скалы в море и погибает. Имоджене сходит с ума.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".