Бизе

 

 

 Жорж Бизе (1838–1875)

 

     В начале 1876 г. великий русский композитор П.И. Чайковский слушал на сцене парижской «Комической оперы» оперу французского композитора Ж. Бизе — «Кармен». Через год, в 1877 г. он писал: «... я выучил её наизусть, всю от начала до конца». А в 1880 г. утверждал: «По-моему, это в полном смысле слова шедевр, то есть одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи… Я убежден, что лет через десять "Кармен" будет самой популярной оперой в мире...».

     Его слова оказались пророческими.

     

     Жорж Бизе родился в Париже 25 октября 1838 г. Правда, при рождении его нарекли Александром Цезарем Леопольдом (в честь трех легендарных полководцев), однако в семье мальчика звали крестным именем Жорж, под которым он и вошел в мировую историю музыки.

     Музыка была в доме Бизе не гостем, а полноправным хозяином. Отец Жоржа был преподавателем пения, а мать играла на фортепиано — она и стала первой учительницей будущего композитора. Четырех лет от роду Бизе уже знал ноты, а, когда ему исполнилось десять — поступил в Парижскую консерваторию, которую окончил в 1857 г. Там его учителями были: А. Ф. Мармонтеля (фортепьяно), Ф. Бенуа (орган), П. Циммермана и Ш. Гуно (контрапункт и фуга), Ф. Галеви (композиция).

     В годы консерваторского обучения Бизе создал немало произведений, лучшим из которых считается симфония C-dur, написанная семнадцатилетним автором за семнадцать дней (партитура симфонии была потеряна и найдена лишь в 1935 г.). Уже это творение молодого композитора говорит о его незаурядном таланте. В ней проявились характерные для его стиля отточенность формы и чёткость изложения.

    В 1857 г. Бизе принял участие в конкурсе, объявленном Оффенбахом на написание одноактной оперетты. Его оперетта «Доктор Миракль» получила заслуженную награду.

    В 1858–1860 гг. Бизе, получив Большую Римскую премию, жил в Италии. В это время его исполнительское искусство получило всеобщее признание. В 1863 г., Берлиоз напишет: «Бизе несравненно читает партитуры... Его пианистический талант настолько велик, что в фортепианной транскрипции оркестровых партитур, которую он делает с первого взгляда, его не могут остановить никакие трудности. После Листа и Мендельсона не много исполнителей его силы».

     Однако Бизе, не смотря на явный успех, отказался от концертной деятельности, всецело посвятив себя сочинительству.

     По возвращении из Италии Бизе много и напряженно работал. И все же постоянно нуждался в средствах. «Я работаю, как негр, я истощён, я буквально разрываюсь на части, я обалдел, заканчивая четырёхручное переложение "Гамлета" (оперы А. Тома). Что за работа! Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги — к черту!..», — писал он в сердцах.

     В 60-е гг. Бизе написал романтические оперы «Искатели жемчуга» (1863 г.) и «Пертская красавица» (по роману В. Скотта, 1866 г.), не имевших, впрочем, успеха. В это же время под влиянием событий франко-прусской войны и Парижской Коммуны композитор начал все больше склоняться к правдивому, реалистическому искусству.

     Опера «Кармен», написанная на основе новеллы П. Мериме в 1875 г. — одна из вершин французского оперного реализма.

     Жорж Бизе внезапно скончался летом 1875 г. спустя три месяца после премьеры «Кармен» в театре «Комической оперы».

 

Музыкальное наследие:

Оперы: «Дом доктора» (до 1856 г.), «Дон Прокопио» (опера-буффа, на итальянском языке, 1858–1859 гг.), «Любовь-художница» (либретто Бизе по Ж. Б. Мольеру, 1860 г., не окончена, не опубликована), «Гузла Эмира» (комическая опера, 1861–1862 гг.), «Искатели жемчуга» (1862–1863 гг.), «Иван Грозный» (1865 г.), «Никола Фламель» (прим. 1866 г., фрагменты), «Пертская красавица» (1866 г.), «Дон Родриго» (1873 г.), «Кармен» (1873–1874 гг.)

 

Оперетты: «Доктор Миракль» (1856 или 1857 гг.), «Мальбрук в поход собрался» (1867 г.)

 

Кантаты: «Ангел и Тобия» (около 1855–1857 гг.), «Элоиза де Монфор» (1855–1857 гг.), «Очарованный рыцарь» (1855–1857 гг.), «Эрминия» (1855–1857 гг.), «Давид» (1856 г.), «Песня веку» (по Горацию, 1860 г.), «Женитьба Прометея» (1867 г.) и др.

 

Оратория: Женевьева Парижская (1874–1875 гг.)

 

Произведения для хора и оркестра (или фортепиано): Хор студентов (мужской хор, до 1855 г.), «Вальс» (C-dur, 1855 г.), Залив Байя (для сопрано или тенора, хора и фортепиано, около 1865 г.), Ave Maria (для хора и оркестра, cлова Ш. Гранмужена, после 1867 г.),

 

Произведения для хора a cappella: «Свыше Иоанн из Патмоса» (для мужского хора, слова В. Гюго, 1866 г.)

 

Произведения для оркестра: симфонии (№ 1, C-dur, Юношеская, 1855 г., № 2, 1859 г., уничтожена Бизе), Рим (C-dur, 1871 г., первоначально — «Воспоминания о Риме», 1866–1868 гг.), сюиты, в том числе Маленькая сюита ( из фортепианных дуэтов Игры детей, 1871 г.)

 

Произведения для фортепиано в 2 руки: «Фантастическая охота» (1865 г.), «Рейнские песни» (цикл из 6 песен, 1865 г.),

 

Фортепианные дуэты: «Игры детей» (12 пьес для 2 фортепиано, 1871 г.)

 

Произведения для голоса с фортепиано: Пиренейские песни (6 народных песен, 1867 г.), романсы и др.

 

Вокальные дуэты: музыка к драматическому спектаклю — «Арлезианка» (драма А. Доде, 1872 г.)

Этапы творческого пути:

25 октября 1838 г.

Родился в Париже  

1848 – 1857 гг. 

Обучение в Парижской консерватории 

1855 г. 

Бизе написал симфонию C-dur 

1858 – 1860 гг. 

Бизе жил в Италии 

1863 г.  

Написана опера «Искатели жемчуга» 

1866 г.  

Опера «Пертская красавица» (по В. Скотту 

1872 г.  

Создается музыка к драме А. Доде «Арлезианка» 

1875 г. 

Бизе создает оперу, которая обеспечила композитору бессмертие — «Кармен» 

1875 г.  

Скончался через три месяца после премьеры "Кармен"

 

 

 

 Женевьев Бизе, жена композитора

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".