Симфонические произведения: "Гарольд в Италии". "Ромео и Джульетта"

 

 

Симфонические произведения: "Гарольд в Италии", "Ромео и Джульетта"

 Ромео и Джульетта. Э. Делакруа

    Программные симфонии Берлиоза были созданы в пределах одного творчески насыщенного десятилетия (1830–1840 гг.). В них в особенно яркой и смелой форме воплощены типичные стороны его новаторского искусства.

    Выступил композитор с уже упоминаемой «Фантастической симфонией в 1830–1831 гг. В 1834 г. появилась вторая симфония Берлиоза — «Гарольд в Италии», которая отразила итальянские впечатления автора. Это произведение отличает близость к итальянскому фольклору, звукоизобразительность, жанровость. Сильная и оригинальная сторона музыки «Гарольда в Италии» — тончайшая красочно-изобразительная инструментовка. Здесь композитор широко применил новый прием конкретизации образа посредством «лейттембра».

    В 1839 г. Берлиоз завершил работу над Третьей, самой обширной и наделённой ярчайшими контрастами симфонией — «Ромео и Юлия» для оркестра, хора и солистов. Здесь Берлиоз отвернулся от писателей-романтиков (Байрона, Мюссе и Шатобриана)  и обратился к реалистической драматургии Шекспира, в свою очередь, романтизируя ее.

    Композитор и раньше привносил в свои инструментальные драмы элементы театрализации, но в этом произведении в богатой смене эпизодов, навеянных трагедией Шекспира, ещё отчетливей проявились черты оперной выразительности. Он раскрыл тему чистой молодой любви, выросшей вопреки ненависти и злу и побеждающей их. Симфония Берлиоза — произведение глубоко гуманистическое, исполненное пламенной веры в торжество справедливости. Музыка совершенно свободна от ложного пафоса и неистового романтизма. Это наиболее объективное произведение композитора, утверждающее победу жизни над смертью.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".