Опера "Воццек"

 

 

Опера "Воццек"

 Эскиз М. Добужинского к декорации для оперы "Воццек" (постановка 1952 г., Нью-Йоркская городская опера)

     Берг задумал написать оперу «Воццек» еще в 1914 г., когда в Вене посмотрел одноименную драму Г. Бюхнера. В рукописи драма Бюхнера имела два варианта финала. В одном, заглавный герой, армейский парикмахер, обезумевший от нужды и унижений, убивает жену Марию за измену с красавцем-тамбурмажором и тонет в пруду. В другом варианте Войцех, которого судят за убийство Марии, произносит в суде гневную речь, обличая всю несправедливость мироустройства.  Композитор, создавая либретто, избрал первый вариант: патетические тирады в суде никак не вязались в голове Берга с образом униженного и задерганного солдатика, убившего в припадке безумия мать своего ребенка.

     Уже концу года Берг вчерне закончил либретто и сделал кое-какие музыкальные наброски. Однако призыв в армию и служба в Австрийском военном министерстве, прервали работу над оперой на целых три года. Лишь в 1917 г. после возвращения в родную Вену с фронта Мировой войны, Берг смог продолжить свой труд.

     Но работа продвигала медленно — окончательный вариант был закончен лишь в апреле 1922 г.

     Опера "Воццек", частично отразившая личные впечатления композитора от пребывания в армии во время Первой мировой войны — наиболее типичное произведение экспрессионизма, напоминающее по духу мрачные страницы Кафки. Она носит на себе печать характерного для экспрессионизма мистико-фаталистического восприятия мира. Человек — ничто! Жалкий винтик в какой-то всепожирающей машине жизни. Атонализм в сочетании со строгой архитектоничностью музыкальной формы создает эффект безысходности.

     Премьера оперы "Воццек" прошла в Берлинской Штаатсопер, 14 декабря 1925 г.

     Несмотря на трудный язык, она была сразу принята публикой и поставлена во многих странах, в том числе в советской России (1927, Мариинский театр, дирижер Дранишников, на премьере присутствовал автор).

     Исполнитель заглавной роли Йозеф Лекс вспоминал: «успех «Воццека» пронесся, как ураган, и знаменовал собой окончательную победу этой оперы».

 

 

ВОЦЦЕК

Опера в трёх действиях (пятнадцати картинах)

Либретто автора по незавершенной драме «Войцек» Г. Бюхнера

 

Действующие лица:

Воццек………………………………………………………………………….........................................баритон

Тамбурмажор……………………………………………………………………........................................тенор

Андрес……………………………………………………………………………..........................................тенор

Капитан…………………………………………………………………………...........................................тенор

Доктор………………………………………………………………………………...........................................бас

Два подмастерья…………………………………………………………..................................бас, баритон

Дурак……………………………………………………………………………............................................тенор

Мари………………………………………………………………………..............................................сопрано

Маргарет…………………………………………………………………………...........................................альт

Мальчик, сын Мари (разговорная роль)

Солдаты, ученики-ремесленники, служанки, девицы, дети.

 

Действие происходит в Германии в 1836 г.

 

 Краткое содержание

Действие первое.

 Вальтрауд Майер в образе Мари

Картина первая. Комната капитана. Раннее утро. Солдат Воццек бреет капитана, который корит молчаливого Воццека за безнравственное поведение: у него с подругой Мари есть внебрачный ребенок. Воццек пытается оправдаться: они бедны и бесправны.

 

Картина вторая. Поле за городом. Вечер. Воццек и его сослуживец Андрес рубят кустарник. Воццека преследуют страшные видения. Разбегающиеся ежи кажутся ему отрубленными головами, лучи заходящего солнца — страшным огнём, поднимающимся от земли к небу, а когда солнце садится и всё погружается во тьму, ему кажется, что мир умер. Он в ужасе бежит к своей Мари.

 

Картина третья. Комната Мари. Вечер. Она с ребенком на руках стоит у окна и восхищённым взглядом провожает шествующего с военным оркестром тамбурмажора. Соседка Маргарет пытается пристыдить её. Мари резко отвечает ей и уходит укладывать ребёнка спать. В дом вбегает запыхавшийся Воццек и торопливо рассказывает о своих галлюцинациях. Вскоре он убегает. Напуганная Мари остаётся с ребенком одна.

 

Картина четвёртая. Кабинет доктора. Солнечный день. Чтобы заработать деньги для Мари и ребёнка, Воццек предоставляет себя доктору для его научных экспериментов. Он должен есть бобы и регулярно подвергаться осмотру. Воццек рассказывает доктору о своих видениях, и доктор признаёт его душевно больным.

 

Картина пятая. Улица перед домом Мари. Вечерние сумерки. Появляется тамбурмажор и расточает Мари комплименты. Она не в силах противиться. Тамбурмажор и Мари вместе исчезают в доме.

 

Действие второе.

Картина первая. Комната Мари. Утро. Перед зеркалом она примеряет серьги, подаренные ей вчера тамбурмажором. За её спиной неслышно появляется Воццек. Он спрашивает, откуда эти серьги. Она уверяет, что нашла их на улице. Успокоенный, он отдаёт ей деньги, заработанные у доктора, и уходит. Мари испытывает угрызения совести.

 

Картина вторая. Днём на улице встречаются капитан и доктор. Мимо проходит Воццек. Капитан намекает на измену Мари. Воццек испытывает мучительную душевную боль.

 

Картина третья. Улица перед домом Мари. Пасмурный день. Воццек пришёл, чтобы добиться признания. Но Мари всё отрицает: «Лучше нож в теле, чем чья-нибудь рука на мне». С тех пор мысль о ноже уже не оставляет Воццека.

 

Картина четвёртая. Трактир. Поздний вечер. Танцуют солдаты и служанки. Подмастерья поют песню. Мари танцуют с тамбурмажором. Юродивый выкрикивает пророческие слова: «Я чую кровь…».

 

Картина пятая. Ночь в казарме. Воццек не может заснуть. Возвращается подвыпивший тамбурмажор. Он задирает Воццека, который делает вид, что ему всё равно. Тамбурмажору всё-таки удаётся затеять драку. Воццек окровавлен и едва остаётся жив.

 

Действие третье.

Картина первая. Комната Мари ночью. Она читает в Евангелии о блуднице Марии Магдалине. Её мучит раскаяние. Уже два дня не появляется Воццек. Она рассказывает своему мальчику сказку о сироте.

 

Картина вторая. По лесной тропинке к пруду Воццек и Мари. Темнеет. Воццек предлагает отдохнуть. Мари тревожно. Внезапно он закалывает её и убегает прочь.

 

Картина третья. Трактир ночью. Воццек приходит сюда, чтобы запить тревогу и беспокойство. Он тащит Маргарет в пляску: сейчас она тёплая, но когда-нибудь станет холодной, как Мари. Люди замечают кровь на его одежде. Он бежит к пруду, чтобы спрятать нож.

 

Картина четвёртая. Лесной пруд. Лунная ночь. Воццек забрасывает нож далеко в пруд и сам заходит в воду всё глубже, чтобы смыть с себя кровь — он сходит с ума и тонет. Его крики слышат проходящие неподалёку доктор и капитан, но они не спешат помочь, а скорее уходят прочь от этого места.

 

Картина пятая. Улица перед домом Мари. Светлое утро. Кто-то кричит, что у пруда найден труп Мари. Любопытные дети бегут туда, а за ними верхом на палочке скачет ребенок Воццека и Мари.

 

    

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".