Лейпцигский период. "Страсти по Матфею", "Страсти по Иоанну", "Высокая месса"

 

 

Лейпцигский период. "Страсти по Матфею", "Страсти по Иоанну", "Высокая месса"

 И.С. Бах

     В 1722 г. в Лейпциге открылась вакансия кантора в знаменитой школе св. Фомы. Бах, которому после светской службы в Кетене вновь захотелось вернуться к церковным жанрам, подал соответствующее прошение. По итогам конкурса, в котором участвовали еще два претендента, именно Бах стал лейпцигским кантором.

     Новая должность, на которой Бах исполнял обязанности преподавателя, воспитателя и композитора, сильно ограничивала его личную и творческую свободу. Так, ему было предписано «Не выезжать из города без разрешения господина бургомистра». Кроме того, Бах должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была слишком продолжительной, а также... опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение». Но Бах не мог поступиться своими художественными убеждениями, за что не раз вызывал неудовольствие вышестоящего начальства.

     В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат (всего Бахом написано около 250 кантат), «Страсти по Иоанну», над которыми композитор начал работать в 1723 г., «Страсти по Матфею», Мессу си минор.

     Каждый из пассионов («Страстей») состоит из двух частей: первая звучит до проповеди, вторая – после нее. «Страсти» по Иоанну и Матфею — это повествование о страданиях и смерти Иисуса Христа в описании евангелистов Иоанна и Матфея. В каждом цикле есть рассказчик — Евангелист; партии конкретных участников драмы, включая Христа, исполняются певцами-солистами; хор изображает реакцию толпы на происходящее, а вставные речитативы, арии и хоралы — отклик общины на разворачивающуюся драму.

     В «Страстях по Иоанну» ярко дан образ неистовствующей толпы, которой противостоит Спаситель - от него исходит возвышенный покой и отстраненность от мира. А в «Страстях по Матфею» пропасть между божественным и человеческим стерта. Господь через свое страдание сближается с человечеством, и человечество страдает вместе с ним. Это произведения — высшее достижение баховской музыки, написанной для Протестантской церкви.

     Месса близка по содержанию «Страстям». В прошлом и месса и «страсти» представляли собою хоровые песнопения в католической церкви. У Баха эти произведения выходят далеко за рамки церковной службы.

     Месса и «Страсти» Баха — это монументальные произведения концертного характера. В их исполнении участвуют солисты, хор, оркестр, орган. По своему художественному значению кантаты, «Страсти» и Месса представляют собою третью, самую высокую вершину творчества композитора.

     При жизни творчество Иоганна Себастьяна Баха не было оценено по достоинству. Его произведения были возвращены к жизни в XIX в. композитором Мендельсоном, который принимал деятельное участие в публичном их исполнении. При его же посредничестве в 1842 г. перед зданием старинной школы при церкви св. Фомы в Лейпциге был воздвигнут памятник великому немецкому композитору — Иоганну Себастьяну Баху.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".