Симфонические произведения

 

 

Симфонические произведения

 Антон Брукнер

     Основную часть наследия Брукнера составляет симфоническая и духовная музыка. Он — автор 11 симфоний, из которых лишь девять имеют порядковые номера. Это связано с тем, что композитор был очень требователен к себе. Первые две симфонии, а точнее нулевые, Брукнер не считал достойными, остальные же постоянно переделывал.

     Симфонизм Брукнера, сочетающий в себе героику и песенность, уходит корнями в творчество Бетховена, Шуберта и Вагнера. Необычный и сложный музыкальный язык непосредственно связан с условиями становления творческой индивидуальности композитора, которая формировалась под влиянием различных, а порой противоположных музыкальных традиций.

     Образцом традиционной четырехчастной симфонии, которая лежит в основе творчества Брунера, для музыканта были симфонии Бетховена (прежде всего девятая симфония, ставшая своеобразной «моделью» для его собственных сочинений).

     Влияние любимого Брукнером Вагнера отразилось на гармонии и оркестровке брукнеровских произведений (Вагнеру посвящена третья симфония, а под впечатлением от его смерти написана медленная часть седьмой симфонии). 

     Однако музыкально-эстетические идеи Вагнера были за пределами интересов Брукнера, воспринимавшего исключительно музыкальную сторону вагнеровского творчества. Сам Вагнер высоко ценил Брукнера и высказывался о нем как о «величайшем симфонисте после Бетховена».

      Масштабы брукнеровских симфоний, тяготение к массивным, мощным оркестровым краскам, протяженность и монументальность развертывания позволяют говорить об эпических чертах его стиля.

      Убежденный в изначальной гармонии и цельности мироздания, Брукнер следует в каждой симфонии устойчивой, раз и навсегда избранной «модели», предполагающей конечное утверждение гармоничного, светлого начала. Обострением трагических конфликтов, особенно интенсивным симфоническим развитием отмечены три последних симфонии Брукнера (седьмая, восьмая и девятая).

      Русский композитор И. Стравинский говорил, что «не научился любить Брукнера, но пришел к тому, что стал уважать его. Я считаю Adagio из Девятой симфонии одним из истинно вдохновенных образцов симфонической музыки. Малер представляется мне гораздо менее самобытным, чем Брукнер, и никто из его современников не трактовал гармонию столь самобытно и индивидуально».

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".